Решаем проблему плохой укрывистости любых цветов

Покраска

Для всех производителей автокрасок, в том числе и ведущих, актуальна проблема низкой укрывающей способности эмалей некоторых цветов. Вызвано это разными причинами, в том числе и особенностями пигментов, применяемых в производстве «металликов» и «перламутров».

Больше всего проблем при покраске доставляют краски белой, синей, красной, зеленой и желтой цветовой гаммы. При их использовании зачастую стремление получить яркие, насыщенные цвета вызывает повышенный расход краски и идет в ущерб укрывистости. А между тем, проблема укрывистости любых, даже самых сложных цветов, решается очень просто.

Для начала определим, что такое укрывистость и что такое расход краски.

Укрывистость покрытия характеризуется минимальной толщиной высушенной пленки, при которой пропадает различимый контраст подложки (черная полоска или черно-белые клетки на пластинах для тест-напыла).

Расход — это количество краски, необходимое для создания покрытия с заданными физико-механическими и декоративными свойствами.

Эти параметры зависят друг от друга, и их взаимное влияние больше всего ощущается при покраске эффектными эмалями — «металликами» и «перламут­рами». Однако некоторые производители ЛКМ утверждают, что никаких проблем с укрывистостью у эффектных красок нет.

На самом деле проблема плохой укрывистости вызвана неправильным выбором тона грунта, когда мы изначально создаем «разнотон» между заводским покрытием и зоной ремонта. Наглядный пример — использование светло-серой грунтовки при локальном ремонте темного «металлика».

Металлик "Млечный путь"

В этом случае контрастное пятно грунта будет просвечивать через слой эмали в соответствии с физическими законами отражения световых потоков от поверхности, и при окраске детали количество слоев, а значит и расход ЛКМ увеличится. Но стоит только правильно подобрать тон грунта — и никаких проблем с укрывистостью эмали не возникнет.

Это можно также проиллюстрировать на примере окраски серебристо-красным «металликом».

Металлик "Триумф"

Возьмем для теста три пластины: белую, темно-серую и более близкую по тону к краске серую тест-пластины. Будем послойно наносить на них эмаль и периодически смотреть, что получилось.

test-plastinaПосле нанесения первого слоя на белую пластину у нас возникнет ложное впечатление, что она полностью прокрашена. На самом деле наш глаз воспринимает не укрываемость краски, а степень светлоты и цветовой насыщенности покрытия. Белая подложка интенсивно «светится» через прозрачный слой эмали, из-за чего краска кажется очень светлой и ненасыщенной (разбеленной).

Если нанести ту же эмаль на темно-серую пластину, нам будет казаться, что получился серьезный «непрокрас». На самом деле абсолютно одинаковый «непрокрас» имеется на обеих пластинах. Для его полного устранения потребуется нанести 4–5 слоев краски, если не больше. А избыточное количество слоев при покраске может стать причиной потери адгезии между базовой эмалью и прозрачным лаком и привести к необходимости переделывать всю работу.

Если же нанести эмаль на близкую по тону к эмали серую пластину, как ни странно, краска будет выглядеть ярче и насыщеннее, чем на белой, а получить нужный цвет покрытия удастся за гораздо меньшее количество слоев.

Полученные результаты говорят нам о том, что тон подложки оказывает сильное влияние на укрывистость и если подогнать его под краску, можно значительно оптимизировать ее расход.

Еще один пример. Вот, казалось бы, что плохого в том, что под такой вот «металлик»…

Металлик "Мираж"

… мы подложим желтый грунт. В случае чего, нанесем побольше слоев эмали и все будет в порядке. Нет, ничего не получится. Каждый дополнительный слой светлой краски (особенно если в ее составе есть перламутровые частицы) будет вызывать все более сильный желтый отблеск и искажать цвет. Только подложка определенного тона даст желаемый результат.

Внимательный читатель обратил внимание, что во всех приведенных примерах значение имеет не столько цвет подложки, сколько ее яркость по отношению к яркости краски. Дело в том, что каждый оттенок цвета имеет определенную степень яркости, и если степень яркости какой-либо краски совпадает со степенью яркости подложки, то это положительно влияет на укрывистость. Одинаковая степень яркость позволяет получать покрытие нужного оттенка при меньших затратах краски и меньшем количестве слоев.

Отсюда правило — наиболее подходящая подложка определяется не цветовым оттенком, а яркостью цвета путем выбора тона из ряда «белый-серый-черный». И даже в случае выбора цвета подложки, близкого к покровной эмали, цветовая яркость обоих цветов должна быть одинакова.

Суть в том, что наряду с полноцветным спектром существует шкала серых оттенков, и каждому цветному тону соответствует серый тон на этой шкале. Чтобы достичь максимальной укрывистости, краску нужно наносить на серый «аналог» (белый, светло-серый, серый и темно-серый и т.д. до черного). Причем эта «серость» никак не проявляется на цвете конечного покрытия, не искажает его, как в примере с ярко-желтым грунтом.

Шкала оттенков серого

Все серьезные производители ремонтных ЛКМ следуют этому принципу и обязательно предлагают в своем ассортименте грунты трех цветов: белого, серого и черного. Самый универсальный вариант — готовый серый грунт. А смешивая белый грунт с черным в разных пропорциях, можно получить серый оттенок любого другого тона.

Кстати, серый тон выбран не случайно, а по причине особенностей нашего зрения. Кто-то правильно заметил, что «ночью все кошки серые». При плохой освещенности наш глаз воспринимает любой цвет как тот или иной оттенок серого, а все современные, даже достаточно прозрачные краски, все-таки задерживают львиную долю света, отражающегося от подложки. А значит, подложка оттенков именно серого цвета позволяет наиболее полно проявить визуальные свойства эмали. Ни желтый грунт, ни коричневый не справится с этой задачей настолько хорошо, как серый. Не даром большинство производителей при конвейерной покраске автомобилей используют именно серые грунты.

Итак, правильно подобранный по контрасту цвет грунта — залог качественного и экономичного ремонта лакокрасочного покрытия автомобиля.

P.S. Правильный выбор грунта по тону демонстрирует приведенный ниже плакат (цветовая схема Lesonal), на котором по окружности находятся оттенки эмали, а в центре круга — соответствующие им тоны грунта. На этом плакате прекрасно видно, как яркость цвета краски соответствует яркости грунта.

Схема выбора тона грунта

Забытый Автомаляр

Несколько лет проработал в области кузовного ремонта. Затем заинтересовался созданием веб-сайтов и запустил проект Artmalyar.ru, на страницах которого делюсь накопленным опытом в кузовном деле.

Оцените автора
( 18 оценок, среднее 4.61 из 5 )
Искусство покраски автомобиля
Добавить комментарий

  1. казбек

    всё это давно придумано в Дю Поне -акзалта сейчас, спустя много лет проснулись))))

    Ответить
  2. геннадий

    Очень рад что забрел на ваш сайт,работаю уже 24 года и тем не менее нашел здесь много полезной информации. Огромное Вам спасибо.

    Ответить
  3. Юрий

    Благодарю за возможность познания в автомалярном ремёсел. Огромное спасибо Вам.

    Ответить