Перекрёсток с круговым движением – специальное решение, рассчитанное на увеличение пропускной возможности маршрута. ПДД – правила движения по кольцу, довольно сложны, далеко не каждый водитель не то что соблюдает – знает о них. Большинство не видят разницы между серией перекрёстков на закруглении от собственно перекрёстком с круговым движением.
Правила пересечения кольца были изменены в 2022 году. Новый вариант упрощает понимание ситуации, так как определяет единый порядок перемещения.
- Новые ПДД при движении по кольцу в 2022
- Что такое перекрёсток с круговым движением
- Виды дорожных знаков на перекрестке с круговым движением
- Как проезжать по кольцу, если стоит знак
- ПДД по кольцу, если знака нет
- ПДД при движении по двухполосному кольцу
- С какой полосы можно въезжать на круговое движение?
- Как выбрать полосу при проезде перекрестка
- С какой полосы можно выезжать с круга
- Какой поворотник включать
- Можно ли развернуться перед кругом
- Штрафы за нарушение ПДД при кольцевом движении
Новые ПДД при движении по кольцу в 2022
- Правила проезда по кольцу регламентирует постановление Правительства РФ от 26.10.2017 года №1300. В основном свод принципов определяет очерёдность проезда следующих по окружности машин – въезжающих и съезжающих.
- До 2022 года движение по кругу предполагало, что следующие по дороге автомобили уступают место въезжающему транспорту. Это создавало путаницу при проезде, особенно на перекрёстках с двухполосным движением.
- С 2022 года приоритет у едущих по кольцу машин. Теперь въезжающие автомобили в любом случае уступают очередь проезда транспорту, уже едущему по окружной. Такой порядок предупреждает создание заторов на главной улице. Бояться пробок на въездах не стоит: количество машин здесь в любом случае ниже.
Что такое перекрёсток с круговым движением
Перекрёсток с круговым движением – это пересечение, разветвление или примыкание путей, размещённых на одном уровне.
Участки очень опасны: скорость продвижения падает, пропускная способность снижается, возникает путаница при пересечении полос, что в целом приводит к увеличению числа ДТП. Чтобы снизить вероятность аварий, образуют кольцевые пересечения.
Чем это лучше:
- движение только в одном направлении – это разгружает главную дорогу и упрощает соблюдение других правил движения;
- отсутствие манёвров – допускается собственно въезд или съезд, то есть опять-таки порядок движения проще, но строже;
- все правила пересечения участка имеют визуальное отображение – на знаках.
Кольцевой перекрёсток включает следующие компоненты:
- центральный островок – вокруг него организуется транспортный трафик;
- устьевые направляющие островки – сооружаются на въездах и съездах;
- безопасные зоны для пешеходов – располагаются на устьевых островках и разделительных полосках безопасности;
- собственно въезды и выезды;
- окружная проезжая;
- внутренний круг;
- правоповоротная часть;
- разделительная полоска – обычно наличествует на главной дороге.
Как таковой, термин «круговой перекрёсток» не используется. Есть перекрёсток обычный и с движением по окружности. Последний обозначается дорожным указателем – с изображением стрелок, поясняющих направление пересечения.
Внимание! Если перед участком с пересечением и примыканием дороги такой знак отсутствует, это не кольцо. Дорога рассматривается как серия перекрёстков, которые нужно преодолевать последовательно. Здесь действуют другие ПДД.
Виды дорожных знаков на перекрестке с круговым движением
Базовый знак – собственно указатель на него. Это 4.3 «Круговое движение» – круглый символ синего цвета со стрелками.
При прохождении по кольцу траектория езды может быть разной. Стрелки на маркере как раз и указывают, куда должен двигаться водитель при пересечении участка. Если стоит только этот опознаватель, то согласно пункту 13.11 приоритет получают машины, уже двигающиеся по окружной дороге.
Это новое правило делает все сходящиеся дороги равнозначными. Так проще избежать ДТП при внезапном въезде на кольцо машины, посчитавшей, что она движется с главной дороги.
Однако перед этим знаком могут наличествовать и дополнительные. Они уточняют или изменяют приоритет, превращая кольцо в перекрёсток с неравнозначными дорогами.
- Знак «Главная дорога» изменяет описанное выше положение. В этом случае обозначенный таким образом путь становится приоритетным и въезжающие по нему автомобили должны пропускаться следующими по кругу.
- Тоже самое обеспечивает установка дорожного закона 2.4 – «Уступите дорогу». Разница в том, что такой маркер может устанавливаться не на главной улице. При этом второстепенный путь оказывается главным при пересечении.
- Знак 2.5 – «Движение без остановки запрещено» влияет на скорость перемещения и очерёдность проезда через развязку.
Чтобы не запутаться, нужно понять главное. Если стоит символ 4.3 – это кольцо с равнозначными путями, поэтому весь транспорт, въезжающий на участок должен пропускать авто на кольце. Кольцевое движение становится важнейшим элементом. Если перед 4.3 имеются другие указатели, они изменяют статус участка и приоритет движения преобразуется согласно значению знака.
Как проезжать по кольцу, если стоит знак
Как проехать кольцо по правилам дорожного движения, определяет тот дорожный опознаватель, который там размещается.
Если установлен 4.3, то:
- шофёр авто, въезжающего на развязку, пропускает легковые и грузовики, движущиеся по кругу. По сути, это правило существовало и раньше, но изменение превратило его в норму;
- проезд осуществляется строго в направлении стрелок.
Если же перед 4.3 находится знак, изменяющий приоритеты, ПДД уточнятся.
Если на одной из дорог установлен дорожный указатель «Главная дорога» или «Уступите дорогу», транспорт, следующий по этому пути, получает приоритет. То есть, при переходе на перекрёсток с главной улицы транспорт, следующий по кругу, обязан уступить путь. Если авто въезжает по дороге без этого указателя, ПДД для кольца сохраняется. Это несколько затрудняет преодоление развязки.
Если главная дорога меняет направление, водители, едущие по ней, между собой должны руководствоваться нормами, принятыми для перекрёстков с равностатусными дорогами.
Знак «СТОП», предписывает шофёрам делать остановку перед стоп-линией или перед краем пересекаемой дороги. Въезжающий транспорт уступает проезжую часть авто, едущим по окружной автодороге.
Другие ПДД остаются без изменений:
- перед поворотом, остановкой, другими манёврами шофёр обязан дать сигнал – светом или рукой;
- при перестроении авто, изменяющее направление, уступает дорогу машинам, двигающимся без смены траектории;
- при одновременном пересечении полос уступают путь автомобилю справа.
Внимание! На перекрёстках с неравнозначными дорогами, трамваи имеют главный статус перед безрельсовым транспортом, вне зависимости от направления.
ПДД по кольцу, если знака нет
Как правильно проезжать кольцо без указателя 4.3, зависит от других дорожных маркеров. Такой участок, даже если имеет форму окружности и размещается на одном уровне рассматривается как ряд перекрёстков. Собственно перемещение по нему выполняется в соответствии со стандартами пересечения. Ориентироваться необходимо на расположенные дорожные указатели и разметку на магистрали.
ПДД при движении по двухполосному кольцу
Движение по кольцу с двумя полосками или большим числом рядов, требует соблюдения дополнительных норм.
С какой полосы можно въезжать на круговое движение?
Как правильно заезжать на круг, легко осознать, вспомнив, что это правый поворот. Подъехать к кольцу можно по любой части проездной. Но на самой развязке нельзя произвольно выбирать ряд.
Как выбрать полосу при проезде перекрестка
Пункт 8.6 указывает, что при выезде с примыкания дороги нужно сманеврировать так, чтобы авто не выехало на встречку.
Соответственно, при повороте направо авто должно изначально ехать поближе к правому краю. Так что при въезде на развязку шофёру нужно править на крайнюю правую проездную. Рекомендуется править как можно ближе к этому краю. Однако это правило выполняется с отметкой «по возможности», так как реализация его связана с многочисленными затруднениями.
Если на круг въезжает одновременно несколько машин, правильней занять ту же полосу, по которой ехали до пересечения.
То есть, если перемещались по средней, лучше занять средний ряд, если по левой, то левый ряд. Это предупреждает пересечение траекторий.
На практике различие между направлением «правый» и «левый» поворот оказывается несколько условным. Большинство ДТП связано с тем, что если даже со второй полосы слева кто-то едет дальше по кругу, а едущий на самой левой полоске направляется по улице, последний делает поворот направо. При аварии легковая на правой части дороги с формальной точки зрения будет прав. Однако вряд ли это улучшит состояние машины после повреждений.
Общая рекомендация для окружной остаётся следующей: при перемещении по кольцу желательно занять крайнюю левую полосу и перестроиться на правую только перед съездом.
С какой полосы можно выезжать с круга
Съезд с кольца при одном направлении движения – это всегда поворот направо. ПДД совершенно точно регламентирует этот манёвр: предварительно автомобиль должен перестраиваться в правый ряд. Сделать это не всегда просто, так как нормы для двухрядной дороги позволяют передвигаться по средней полосе, например, а съезжать нет.
Исключение составляет только вариант, при котором на съезде обустроена двуполостная дорога.
На практике водителям, едущим на правой стороне проездной нужно притормаживать и включать звуковой сигнал каждому транспортному средству, которое пытается покинуть кольцо с внутреннего ряда. Очень многие автовладельцы не считают такие манёвры нарушением ПДД и не задумываются, насколько серьёзной опасности они подвергают свою и жизнь.
Какой поворотник включать
При въезде на кольцо
Въезд на кольцевой участок – всегда поворот направо. А значит, перед манёвром необходимо зажечь правый поворотник. Выполняется действие в любом случае, даже тогда, когда по факту это простое движение «вперёд и прямо».
При съезде с кольца
Съезд с кольца – все тот же поворот направо. Зажигают правый поворотник.
Порой лучше пренебречь формальными соблюдением ПДД в пользу понимания со стороны едущего транспорта. Так, на кольце где съезд размещается на очень небольшом расстоянии от въезда, велик риск того, что при включенном на въезде правом поворотнике следующий водитель решит, что предыдущий собирается покинуть круг на съезде. Это увеличивает риск ДТП. В таких обстоятельствах лучше не включать фары.
Можно ли развернуться перед кругом
ПДД по кольцу в принципе разрешает разворот перед кругом, однако манёвр это небезопасный.
ПДД границы перекрёстка – это начало закругления автодороги. И если направление на окружной развязке против часовой, а это происходит в большинстве случаев, то двигающаяся машина уже попала на круг и не может перемещаться против траектории. Если на дорожном символе стрелки повёрнуты по часовой, у автомобиля имеется место для манёвра.
Перед разворотом нужно изучить схему перекрёстка:
- есть ли здесь площадь для разворота перед выходом на круг;
- не действуют ли дополнительные ограничения, запрещающие разворот: остановка автобуса, переход для пешеходов.
На рисунке приведена образец кольца, где разворот категорически запрещён.
Штрафы за нарушение ПДД при кольцевом движении
Специальных штрафов за невыполнение ПДД по кольцу нет, так как они составляют пункты общих норм. Но нарушение каждого из них является основанием для назначения санкций.
- Если съезжающая с окружного маршрута машина не выполнила перестройку, нарушение обойдется в 1500 руб.
- Если при въезде не включен правый поворотник, выписывается штраф в 500 руб. или же накладывается административное взыскание. К сожалению, даже в тех сомнительных случаях, когда его лучше не включать, доказать свою правоту не удастся.
- При нарушении основного правила – не уступать путь авто, уже следующему по окружности, придётся заплатить 1000 руб.
- В ту же сумму обойдётся выезд на круговой перекрёсток, где имеется пробка.
- Если движение на кругу регулируется, то проезд на красный свет будет стоить 1000 руб. При повторном грубом нарушении – 5000 руб. и лишение права водить машину на 4–6 месяцев.
- Остановка на круговой развязке запрещается. Невыполнение этого требования грозит пеней в 500 руб.
Суммы невелики. Не они стимулируют желание изучить ПДД и следовать нормам. Приоритетом остаётся безопасность на дороге, которую обеспечивает каждый участник.
Кольцо – вариант перекрёстка со своими особенностями. Краткая инструкция такова.
- Круговое движение – всегда по прямой, даже если фактически здесь есть повороты и изгибы. Зажигать поворотники на таком участке нельзя.
- Перед круговом перекрёстком, где действуют такие правила, обязательно стоит знак 4.3 – «Круговое движение».
- Передвигающийся по кругу пропускается теми, кто въезжает на него. Это изменение узаконено в 2022 году.
- Если имеются знаки, изменяющие приоритетность, следуют этим указателям.
- Все манёвры – въезд, съезд, это поворот направо. Они обозначаются зажиганием правого поворотника.
- При заезде на окружной перекрёсток можно занять любой ряд, но только тот, по которому ехали до въезда.
- При съезде обязательно перестраиваются в правый ряд. Исключение – двуполостная дорога при съезде с соответствующей разметкой.
- Разворачиваться перед круговым участком не рекомендуется.
Если маршрут незнаком, при следовании по развязке нужно быть особенно осторожным. Специфическая комбинация съездов и въездов порой весьма затрудняет выполнение ПДД